«А сейчас мы с вами напишем диктант» — говорит учитель сольфеджио, и от этих слов сразу гаснет блеск в глазах многих учеников. Ох, уж эти диктанты! Действительно, «притча во языцех».
И вот уже ученик пишет диктант. Старается, испытывает затруднения, зачастую непреодолимые, до дыр трёт резинкой написанное, иногда подглядывает в тетрадку соседа. А потом сдаёт работу, переживает, волнуется, боится получить плохую оценку...
Давайте задумаемся: где, когда и зачем выпускнику музыкальной школы, который не собирается идти в музыканты, пригодится это умение? Скорее всего, нигде и никогда. Ведь большинство выпускников музыкальных школ выбирают своей профессией не музыку. Они пополнят ряды слушателей, любителей музыки. Так может быть, не стоит ограничиваться письменным диктантом? Может быть, полезнее поискать иную форму диктанта, которая будет и интереснее, и эффективнее, и сможет пригодиться во взрослой жизни, когда захочется быстро подобрать какую-нибудь понравившуюся мелодию, сопроводить её аккомпанементом, и тогда не только память, слух, но и руки подскажут, как это сделать?
Устный слуховой диктант позволяет использовать на практике полученные теоретические знания, озвучивать их не в виде РАЗРОЗНЕННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ, а в МУЗЫКАЛЬНОМ КОНТЕКСТЕ. Такая форма деятельности на уроке даёт возможность не просто обучать, а будить мысль, развивать, воспитывать вкус, вызывать интерес и желание учиться.
В конце сборника помещён указатель использования красочных музыкальных элементов, который поможет учителю легко сориентироваться и подобрать нужный диктант по теме урока.
Фрагмент вступительной статьи и примеры некоторых диктантов: